Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась «копейка»

Общество

Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась "копейка"

9 сентября 1970 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — с конвейера сошли первые серийные «копейки». Модель оказалась такой удачной, что в итоге побила все рекорды — ее выпуск на ВАЗе фактически продолжался следующие 42 года.

В преддверии этого исторического дня мы встретились с Александром Воронцовым — ветераном АвтоВАЗа, непосредственным участником тех событий, чтобы узнать: в чем же успех «копейки»?

«Копейку» мы называем народным автомобилем, и это правда так: ее до сих пор часто можно увидеть в кино, на ней совершали автопробеги от Москвы до Владивостока. В чем секрет успеха и долговечности машины?

 — Впервые автомобиль Fiat-124 я увидел в феврале 1965-го на Лейпцигской ярмарке, на которую был командирован с завода «Таджиктекстильмаш». Там же был представлен и наш «Москвич-412». Внешняя разница у них была небольшая, дизайн «Москвича» мне нравился даже больше. Однако по возвращении в Душанбе я из прессы узнал, что Fiat был признан автомобилем года в классе малолитражек. А когда в конце 1966-го я услышал, что Союз закупает у Италии право на производство этой легковушки, то не удивился.

В 1967-м я предпринял попытку поступить на строящийся Волжский автозавод. Но неудачно. В 1969-м, когда я уже получил полное высшее образование, вопрос решился более удачно, и 21 апреля 1970-го я уже приехал в Тольятти, а с 25 апреля был зачислен на родной ВАЗ, которому отдал 29 лет, 25 из которых работал инженером-конструктором. Мой приезд в Тольятти совпал с двумя событиями: 100-летием со дня рождения В.И. Ленина и выпуском с конвейера первых трех легковушек.

Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась "копейка"

В чем причина дальнейшего успеха? Причин немало, но главных — три. Первая — это то, что началось ползучее переформатирование советских людей из статуса созидателей в статус потребителей. От войны, которая принесла неисчислимые тяготы и страдания, прошло всего лишь четверть века, и людям хотелось пожить в достатке и иметь что-либо, подтверждающее этот достаток. И автомобиль было решено превратить из предмета роскоши в предмет повседневного быта. Отсюда такая мощность завода: 660 000 в год — расчетный показатель. Фактически выпускали до 720 тысяч.

ЧИТАТЬ  Диагноз Навального могут установить только при тщательном анализе

Вторая — хорошо поработали наши конструкторы и другие «технари». Fiat-124 был изрядно адаптирован к нашим условиям по части увеличения проходимости и выносливости, повышению ремонтопригодности и упрощению обслуживания. Например, в 1996-м при переезде в новое жилье я практически перевез три квартиры, при этом обошелся двумя рейсами грузовика: остальное — верная лошадка. И в дальних рейсах, отпуск, например, я всегда обходился своими силами при неполадках. То есть, простота и надежность.

Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась "копейка"

Третья — относительная дешевизна. Пресловутое соотношение «цена — качество». Автомобиль стал доступен значительному числу трудящихся. Можно было бы на этот вопрос ответить аналогией: если не шлифовать алмаз, то он так и останется сереньким камешком. А если шлифовать кусок стекла, то из него так и не получится бриллианта. А тут совпало: итальянский алмаз и советские мастера-гранильщики.      

Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась "копейка"

Была ли у Вас в личном пользовании «копейка», помогала ли она получить определенный статус успешного человека?

— На этот вопрос я уже почти ответил. Добавлю немного: у меня было несколько автомобилей разных моделей: 21011, 2106, 21065, 2107, «Ока» и 2111. Но мой общественный статус определялся не наличием и маркой автомобиля. Вор, казнокрад и шулер таковыми и остаются, даже если они ездят на «Мерседесах». Я же начинал работу на ВАЗе инженером-конструктором без категории, а уволился, будучи ведущим инженером — конструктором и четыре года был начальником бюро. Поступил на завод я с одной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия Ленина. А уволился с медалью «Ветеран труда» и почетным знаком «Ветеран ВАЗа». Много лет признавался лучшим лектором-международником завода. Я — один из членов Союза писателей России, которых на ВАЗе до сих пор можно пересчитать по пальцам. Так что судите сами, успешен ли я.

ЧИТАТЬ  Онколог призвал семьи пациентов с раком к самодисциплине на фоне COVID-19

Итальянский алмаз и советские гранильщики: как появилась "копейка"

Среди молодежи встречаются те, кто восстанавливает эти машины, продолжает ездить за рулем — это даже стало модой (в Сети можно встретить восстановление «копеек», «волг» и прочих). Как вы относится к такому интересу молодежи?

— Вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, если восстанавливают своими руками, даже с помощью друзей, то это отрадно. Я приветствую это! Если восстанавливают как исторический артефакт, то это прекрасно! Если восстанавливают, как три товарища у Ремарка — то это двояко: чтобы скорее довезти в больницу кого-то — очень хорошо! А если для введения в заблуждение полицию — не очень! Но если восстанавливают как дань моде, то это фанфаронство.

Сможет ли другой завод повторить успех «копейки»?

— Хотелось бы, чтобы ВАЗ смог побить свой же рекорд. А другие пусть догоняют. Хотя и то, и другое трудно: процесс изготовления автомобилей все больше интернационализируется, а точнее, космополитизируется, невзирая на конкуренцию. Спасибо вашему изданию за беседу — вы не даете забывать, что трудовой подвиг первых поколений ВАЗовцев будет жить и в металле «копейки», и в сердцах нынешних и будущих поколений.

Источник: https://nation-news.ru/553970-italyanskii-almaz-i-sovetskie-granilshiki-kak-poyavilas-kopeika

Оцените статью
Белогорск News
Добавить комментарий